суббота, 5 декабря 2020 г.

11.12.2020 г. Задание для 7 классов

 Урок изобразительного искусства  в  7А,  7Б,  7В, 7Г,  7Д  классе.  

Тема урока: Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени


Выполненную работу отправить на почту ttt777cc@mail.ru 

Домашнее задание в альбоме 
Схематическая зарисовка.
1. В любой вещи, вне зависимо от его назначения, можно выявить конструкцию и структуру и обнаружить взаимное сочетание объемов.  Именно это сочетание объемов и есть форма, а формы лежат в основе конструкции (например – кувшин состоит из разных форм).

Любую вещь можно построить, и в конструкции любой вещи лежат геометрические фигуры.
Сделайте схематическую зарисовку вещи 
(с натуры), в которой были бы выявлены составляющие её геометрические формы.



Вещь родственна зданию своей конструктивной природой.  В любой вещи, вне зависимости от её назначения, можно выявить конструкцию, или структуру, и обнаружить взаимное сочетание объёмов. Многообразие этих объёмов бесконечно. Иногда их можно свести к простейшим геометрическим телам, как, например, в конструкции кувшина, флакона или видеокамеры. Но порой это очень сложные формы: каплевидные, сферические, изогнутые, перетекающие из одной в другую. Во многих вещах даже сложно определить с первого взгляда, формы каких тел лежат в основе их конструкции.

Анализируя формы различных предметов (ваз, чайников, бутылок и пр.), вы можете выявить составляющие их объёмы: цилиндры, шары, конусы.


Вещь и графический анализ её формы. Пример сочетания простых форм
В форме современных вещей дизайнеры стремятся эстетически воплотить их функцию. В идеале вещь должна быть полезной, удобной и красивой. В ней соединены искусство и утилитарность.


Пример усложнённого сочетания форм в конструкции вещи
Каждая вещь создана для чего-то, чтобы принести человеку пользу. Можно сказать, что не бывает бесполезных вещей. Вещь всегда утилитарна, т. е. рассчитана на практическое применение. Когда исчезает дело, для выполнения которого предназначена вещь, исчезает и отмирает она сама. Так исчезли, например, примусы и конки, шарманки и граммофон. Зато родились неведомые в прошлом компьютеры и ракеты, ретрансляторы и подлодки. В вещи воедино слито художественное и утилитарное, красота и польза.
В форме современных вещей дизайнеры эстетически воплотить их функцию. В идеале вещь должна быть полезной, удобной и красивой.

Например, форма самолёта изменялась в соответствии со стремлением достичь наибольшей скорости. Каждая новая модель приобретала более обтекаемые, пластически выразительные формы, становясь всё более скоростной. Красота явилась художественным воплощением сути полёта.

Со временем практическая эффективность вещи часто уменьшается (например, самовар, сабля или граммофон), а её художественная ценность как предмета искусства возрастает.
Кроме того, вещь значима для нас как отпечаток времени, отражение нашей жизни. Глядя на какую-нибудь вещь, мы часто вспоминаем связанные с ней события. Непостижимым образом вещь вбирает в себя дух своего хозяина, места, в котором находится. В вещи живёт память и образ времени. Вещь — материальный отпечаток эпохи.


Утюг во все времена использовали для глажения одежды и белья. Но его форма и стиль определяются не только назначением, но эстетическими воззрениями и техническим развитием той или иной эпохи.
Один и тот же предмет в сочетании разными объектами рождает иной образ.
Благодаря этому свойству в современном искусстве вещи служат материалом для создания инсталляций. Инсталляция — это не вид дизайна, не способ создания какой-нибудь вещи, а произведение пластического искусства. Это композиция из реальных предметов и вещей, расположенных на плоскости или в пространстве.  Включённые в инсталляцию предмет или вещь в сочетании с другими предметами или вещами приобретают художественный смысл, некую символичность.

Инсталляция - это вид искусства, в котором из различных деталей, например, природных элементов бытовых и промышленных изделий и других материалов, творец создаёт пространственную композицию.




07.12. 2020 - 11.12.2020 г. Задание для 6 классов

 Урок изобразительного искусства  в  

  6 А, 6Б, 6В, 6Г, 6Д, 6 Е, 6Ж  классе

Тема: Освещение. Свет и тень

Выполненную работу отправить на почту ttt777cc@mail.ru 

Домашнее задание
Практическая работа в альбоме
1. Сделать рисунок из геометрических тел: конус, куб, цилиндр со светотеневой моделировкой.  
Возьми изготовленные тобой из бумаги геометрические тела. Для этого поставь свои бумажные геометрические тела на белый лист бумаги,  так чтобы свет на них падал сбоку.  На альбомном листе бумаги, сделай карандашом линейные зарисовки того, как распределяется  светотень на простых геометрических телах при боковом их освещении, изображая их объёмную форму. Твои зарисовки не должны быть очень подробными. 
Материалы и инструменты:
Альбомный лист,  карандаш  ТМ, ластик.
Геометрические тела (конус, куб, цилиндр)

Примеры работ:
Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчёркивает их объёмность.




Прочитать теоретический материал.
Благодаря свету  мы видим мир.  С изменением света меняется и видимый образ освещённых предметов. Источник света может по-разному располагаться относительно предметов. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчёркивает их объёмность.
Даже самые простые предметы обретают выразительность под действием света. 
Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. 

Для этого надо познакомиться  с градацией светотени, понятиями: блик, полутень, собственная тень, рефлекс, 
падающая тень.

Распределение света на геометрических телах


Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. 

Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. 

Блик – небольшая часть поверхности в свету, полностью отражающая силу источника света 

Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. 

Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга.

Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения.

От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.

Изображая  все  градации света и тени надо учиться чувствовать отношения светлого и тёмного, видеть и сравнивать тональные отношения.

ТОН – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости.

Сильный тон означает контрастные отношения тёмного и светлого, а слабый тон – мягкие отношения светлого и тёмного.

Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, как бы сближаются. 

                    Франциско де Сурбаран –                     испанский художник. Натюрморт. 

Когда свет  падает  на предмет спереди, он выглядит плоским и ярким. Когда источник света находится сзади, предмет воспринимается как темный силуэт. 

Передача светотени на предметах в зависимости от их удаленности от источника света. 

Великий художник, учёный эпохи  Возрождения Леонардо да Винчи был художником – исследователем. Его картина «Мадонна в скалах» таинственная, светлая по настроению. Свет привлекает внимание к лицам, а богатство светотеневых переходов создает глубину внутреннего пространства картины.

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»


Свет и тень (светотень) - очень важное средство изображения предметов действительности, их объёма и положения в пространстве. 
 
И.Ф. Хруцкий.  Цветы и плоды.  
Россия ХIХ в.

   Картина русского художника и скульптора
                             Ф.П. Толстой. 
             Букет цветов, бабочка и птичка.


07.12. 2020 - 11.12.2020 г. Задание для 5 классов

 Урок изобразительного искусства  в  5А, 5Б, 5В, 5Г, 5Д, 5Е  классе

Тема: Жостово.  Роспись по металлу

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жостовская роспись на подносах.

Жостовская роспись – русский художественный промысел. Мастера  декорировали особым образом деревянные и металлические подносы, создавая сложные цветочные композиции. Этот русский народный промысел возник в деревне Жостово, расположенной в Московской области. Отсюда и пошло название техники. Возникновение промысла датируется 1825 годом.



Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного промысла, более чем разнообразна и богата.

Для фона предпочтительны следующие цветовые решения:

  1. Черный  
  2. Красный 
  3. Голубой 
  4. Лазурный
  5. Желтый 
  6. Золотой 
  7. Коричневый 
        Элементы и узоры жостовкой росписи


Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов. Рисунок формируется из гармонично соединённых мелких цветков и крупных эффектных соцветий, нераспустившихся бутонов и зеленой листвы.

Популярные цветы: роза, астра, пион, тюльпаны, георгины, дополненные тонкими листиками, бутонами и стебельками с мелкими веточками. Кроме садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, милые ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнки.

Рядом с традиционными лилиями,  чабрецом и ромашками, художники любили изображать и совершенно невиданные диковинные цветы, не существующие в природе. Особо богатые букеты дополняют фруктами и ягодами. Иногда в центре или на заднем плане могут изображать бабочек и птиц.

(Жостовская роспись с сюжетной картиной)


Кроме цветочных композиций жостовские мастера иногда рисовали и сюжетные картины. Это сценки из жизни обычных людей, различные пейзажи, роскошные ландшафтные композиции. Популярный мотив – тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность росписи – импровизационный подход к любым рисункам. Художники вовсе не обязаны творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым схемам или натуре. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного полотна. Для промысла использовали подносы из металла и дерева различной формы: от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.


Рассмотрим весь процесс поэтапно:

ГРУНТОВКА

На этапе первичной грунтовки изделия обрабатывают специальным шпаклевочным материалом, шлифуют. Именно сейчас мастер и подбирает фон для базы, который потом невозможно будет изменить.

ЗАМАЛЕНОК

Это основа орнамента. При помощи разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На данном этапе почти полностью отсутствует импровизационная составляющая, а базу под будущий орнамент задают строго по заранее продуманной схеме.

ТЕНЕЖКА

Тенежка позволяет придать полупрозрачной композиции большую реалистичность. Появляются отчётливые тени, «блики» света и полутона. Цветы становятся объемными, листики и стебельки выглядят более натурально.

ПРОКЛАДКА

Это самый ответственный этап. Слой прокладки позволяет придать букету предельную степень реалистичности, которая и выделяет жостовскую живопись среди остальных художественных промыслов. 

БЛИКОВКА

Свет и объем выстраиваются путем наложения бликов. Букет, как будто попадает под лучи солнца, начинает светиться и блистать. Теперь у композиции появляется особый колорит и настроение.

ЧЕРТЕЖКА

Это очень интересный этап. Задача мастера заключается в том, что при помощи тонкой кисточки и минимального количества каждый элемент картины прорисовывают, добавляя ему реалистичности. На ягодках появляются семена, в чашках цветов возникают пестики и тычинки, листья, травка и стебли становятся объемными и правдоподобными за счет кружевных дополнений и других сложных акцентов.


(Основные этапы росписи на наглядном рисунке)

ПРИВЯЗКА

На данном этапе сложную композицию необходимо «вживить» в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травинки», усики, витиеватые элементы, которые придают еще больше объема полотну и делают всю композицию цельной и завершенной.
Чтобы изделие выглядело законченным,  а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «уборке». Это украшение борта подноса различными геометрическими линиями, растительными узорами, цветочными венками. Окантовка может быть и очень скромной, лишь слегка подчеркивая рамки, и весьма богатой,  не уступая по своему великолепию центральным фигурам композиции.



  Работу отправлять не надо.
                                                Эл. адрес   ttt777cc@mail.ru

воскресенье, 29 ноября 2020 г.

04.12.2020 г. Задание для 7 классов

  Урок изобразительного искусства  в  7А,  7Б,  7В, 7Г,  7Д  классе.  

Тема урока: "Важнейшие архитектурные элементы здания"

Екатерининский дворец г. Пушкин

Выполненную работу отправить на почту ttt777cc@mail.ru 

 Домашнее задание на выбор  
1. Создайте  зарисовку (с натуры, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком.


2. Создайте эскиз (на выбор) лестничного марша, балконного оформления, оконного переплёта, парадного крыльца здания.

Прочитать теоретический материал материал.
Архитектурные элементы здания.

Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания.  Они различны по видам и материалам, из которых созданы. 

Собор Санта-Мария-Делла - Салуте.  Венеция. Италия
Королевский портал Шартского Собора
Архитектурно - декоративное решение 
главного входа в здание 

                                                                Во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена.      

Основу конструкции дома составляет вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения –  это опоры, столбы, колонны и иногда стены. 


Основу конструкции дома составляют  горизонтальные части - перекрытия, крыша, потолок, пол.  Сверху перекрытие выполняет роль потолка, снизу — пола. 

Соединение разных этажей, переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря сходам — лестницам.



По современной строительной технологии сначала возводится каркас здания, а затем он "одевается" в стены. После этого внешне дом выглядит, как объем, представляющий собой чередование поверхностей и проемов в них. 



Основные элементы дома







В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках.





Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времен. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили подслеповатое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены.


Стены отделяют помещение от внешнего пространства (наружные стены) или от других помещений (внутренние стены), выполняя тем самым ограждающую функцию. Кроме того, стены могут нести нагрузку не только от собственного веса, но и от вышележащих частей здания (перекрытий, крыши и др.), осуществляя несущую функцию. На вертикалях находятся горизонтальные части конструкции здания.

Балка - элемент плоского перекрытия; горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений, имеющая призматическую форму, опирающаяся в двух или более точках, применяемая для перекрытия помещений.

Перекрытия - это горизонтальные диафрагмы, разделяющие здания на этажи и воспринимающие нагрузки от  мебели и оборудования. 

Лестницы - конструктивные устройства для сообщения между этажами здания. В современных зданиях лестницы монтируют из сборных железобетонных площадок и маршей. Лестницы могут быть внутри и снаружи здания, иногда для компактности лестницы делают винтовыми. В ХХ веке появились движущиеся лестницы - эскалаторы и ставшие такими привычными лифты.

Крыша - конструктивный элемент, завершающий здание и защищающий его от воздействия внешней среды. По конструктивному решению различают крыши чердачные, имеющие пространство (чердак) между перекрытием верхнего этажа и крышей, и  без чердачные, объединяющие в один конструктивный элемент перекрытие верхнего этажа и кровлю.

Крыши бывают одно- или двухскатные. Кроме простейших форм, есть и сложнейшие своды и купола. Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт.

Окна - светопрозрачные ограждения, используемые для освещения и проветривания помещений. Их заполняют стеклом, стеклоблоками, профильным стеклом. Архитектоника окон претерпела в течение веков стилевые и даже функциональные изменения.

Двери - подвижные ограждения, обеспечивающие связь между помещениями, а также вход и выход из здания. Они со временем преобразовались из крепостных ворот замка в автоматически раздвигающиеся прозрачные двери магазинов и офисов.