воскресенье, 10 января 2021 г.

11.01.2021-15.01.2021 г. Задание для 5 классов

 Урок изобразительного искусства  в  5А, 5Б, 5В, 5Г, 5Д, 5Е  классе

Тема урока:  Зачем людям украшения.

Оценка за работу выставляется в начале следующего урока. 

Что значит украсить вещь?  Украсить – значит наполнить вещь смыслом. 

Декор (от лат. decorare - украшать) - совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов. 
Домашнее задание
1. Подобрать слова синонимы к слову «украшать». Задание выполни в альбоме.

2. Выполни эскиз одного из украшений (броши, кулоны, бусы, браслет в натуральную величину). Продумай форму и укрась предмет. Работу выполни в альбоме. 
Материалы: фломастеры или цветные карандаши, акварель или гуашевые краски,  кисти,  вода, палитра нужна для смешивания красок.  



Прочитать материал

С давних времен человек украшал себя и предметы, которыми пользовался. 


Зачем людям украшения? Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных. 
Зачем, например, разрисовывали свое тело устрашающими узорами воины перед тем, как выступить против другого племени? Конечно, не ради забавы. Нанося узоры, они стремились защитить себя, повергнуть в страх своих врагов.

Наверное, не для развлечения носил вождь племени пышный головной убор из перьев, яркие украшения, наносил на тело татуировки. Так он, достойнейший из достойных, мог выделить себя среди окружающих, обозначить свое особое положение.

Древний охотник украшал себя необычным ожерельем из клыков хищных зверей. Зачем, просто ради красоты? Нет. Каждый клык в украшении означал убитого зверя. Это была своеобразная демонстрация перед соплеменниками своей ловкости, силы. И отношение к такому охотнику было почтительное, уважительное.


Шотландский король в прошлые века носил семицветную одежду, его придворные надевали костюмы только из пяти цветов, а простолюдины — однотонные. Короли, цари облачались не просто в роскошные и декоративные, а как бы символические одежды. Их костюм подчеркивал, что они — первые лица в государстве.
Царь Алексей Михайлович
Великий государь-самодержец всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, унизанные рубинами и изумрудами. Государево облачение состояло из платна - длинного, расширенного книзу одеяния, украшенного круглым оплечьем - бармой с небольшими иконками, выполненными цветными эмалями, с мозаикой из самоцветов, с золотой и жемчужной вышивкой. Поверх его надевался золотой крест.
Царское платье олицетворяло силу, достоинство и могущество Русского государства. Облачение царя дополняли скипетр и держава, которые символизировали его власть над миром, а также царский венец. Эти декоративные знаки были знаками державного величия.
Царский венец, держава и скипетр

Вот, к примеру, царский трон. Сама его форма является украшением, он богато и изысканно отделан. Это отличает его от предметов повседневного быта — скамьи, табурета, стула, кресла. Все они могут быть украшены по-своему, исходя из их цели и условий использования. Однако только трон удостоен особого внимания. Во время торжественных церемоний на него восходит царь или король, и тогда трон обретает высшее общественное звучание. Он олицетворяет силу и могущество государства и того, кто им управляет. Эта идея выражена в декоре, во всем образном строе вещи.

Трон царя Ивана Грозного


И сегодня по одежде, убранству определить, кто генерал, кто солдат и какой армии, кто священник, кто спортсмен и какого общества. Или, например, это деловой кабинет, парадная или детская комната. 
Все предметы декоративного искусства несут печать определенных человеческих взаимоотношений. Украсить -значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.



11.01.2021-15.01.2021 г. Задание для 6 классов

 Урок изобразительного искусства  в  

  6 А, 6Б, 6В, 6Г, 6Д, 6 Е, 6Ж  классе

Тема урока: Образ человека - главная тема в искусстве.

Оценка за работу выставляется в начале следующего урока. Работы отправлять не нужно, альбом принесете на  урок.

Домашнее заданиеподобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека.

Вопросы и задания
Ответы на  вопросы выполнить письменно в альбоме. 
1. Чем различаются парадный портрет и  камерный портрет?
2. Набери в поисковой системе Интернет: портрет в русском искусстве. Объясни, какие портреты являются парадными и камерными, и почему?

Прочитать материал

Сегодня мы с вами начинаем более близкое знакомство с еще одним жанром изобразительного искусства и посвятим этому целую четверть. 

Скажите, пожалуйста: Как называется изображение человека, передающее внешнее сходство и отражающее внутренний мир? 

Такое изображение называется портретом


    А. Дюрер. Автопортрет. 
   Рисунок.  Германия. XV в.
Портрет - образ определенного реального, человека. Смысл портрета - в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. 
Само слово «портрет» произошло от латинского слова. Его можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания. О чем, кроме самого человека может рассказать портрет?

О времени в котором жил человек - одежда, прическа, различные предметы.
Давайте проверим это просмотрев ряд портретов.

П.П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Фрагмент. Масло. Фландрия. XVII в.
Историческое время тоже вторгается в портретный образ, это та реальность, те представления о жизни, среди которых живет художник.
Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя.

             Портрет императора Филиппа. Мрамор.                           Древний Рим. I в.
При раскопках в Фаюме  около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками.  Реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад.
 Портрет юноши. Фаюмский портрет. Темпера. Древний Рим. I в.
В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску. Но такая маска не могла сохранить облика человека. Этот древний метод потребовал доработки. 
В Древнем Риме, наоборот, внимание художником сосредотачивалось на особенностях лица - каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру, Здесь нe заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.
         Ф. Липпи. Фрагмент храмовой росписи.                        Фреска. Италия. XV в.
Византийская императрица Феодора явлена а мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла - смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но ее личные качества нельзя усмотреть е отрешенном выражении царственного лица и застывшей позе.


В работе художника Жана Клуэ подробно разработанный костюм не мешает нам увидеть лицо короля Франциска I. Благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются с изяществом и недобрым, упрямым взором.
                           Ж. Клуэ. Франциск I. Масло.                                         Франция. XVI в.

Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины. Масло. Нидерланды. XV в.

Через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.
В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. в вначале писали их точно таким же методом, как и иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона».
Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.
Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные в дворянских усадьбах, появились даже специальные портретные комнаты, сохранявшие облик членов семьи в памяти потомков. В художественных музеях по всей стране сегодня можно увидеть эти старинные произведения. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.

         Н. Подключников. Кабинет в усадьбе. Масло. Россия. XIX в.
К концу XVIII в. русские живописцы достигли совершенного мастерства.
Портреты было принято делить на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В этo время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживании.
Знаменитый художник B.Л. Боровиковский создал много мастерских парадных портретов, но особое место в его творчестве занимают образы юности. Самый именитый из них портрет Марии Лопухиной, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа. Все творчество художника было посвящено утверждению светлых и возвышенных идеалов.
В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной Масло. Россия. XVlll в.
                А.Г. Венецианов. Автопортрет. Mасло. Россия. XIX в.
Глубоко и ярко выразил романтические идеалы своего времени О.А. Кипренский в «Портрете Е.В. Давыдова». Этот парадный портрет позволяет нам понять, как в людях того времени были сплавлены воедино воинская доблесть, светское изящество и «дум высокое стремленье».
       О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в.

                            К.П. Брюллов. Всадница. 
                     Масло.  Россия. XIX в.
Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре.
Самым ярким стал Ф.И. Шубин. Современников восхищало его умение изменять фактуру мрамора, превращая его то в подобие легкой ткани, ответной мимолетном движению плеч, то в сложные и как бы пушистые завитки прически, то в ynpугую поверхность кожи.
Ф.И. Шубин. Портрет князя А.М. Голицына Мрамор. Россия. XVIII в.

                            Ф.И. Шубин. Павел I. Бронза.
Скульптура Шубина рассчитана на круговой обход ее зрителем. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает ей живую выразительность. Особенно знаменит парадный портрет императора Павла I, где он представлен в парадной одежде, с орденами. Когда обходишь скульптуру, с изменением точки зрения облик портрета меняется - от сурового до комичного, от мечтательного до жалкого, что  соответствовало характеру самого императора.

11.01.202 -15.01.2021 г. Задание для 7 классов

 Урок изобразительного искусства  в  7А,  7Б,  7В, 7Г,  7Д  классе.  

Тема урока: Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Посмотрите видеоурок

Выполненную работу отправить на почту ttt777cc@mail.ru 
От укрытий в пещерах до небоскребов - созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас.


Домашнее задание по выбору:

1. Найдите в поисковой системе Интернет  изображения произведений архитектуры и дизайна (зданий, мебели, костюмов) одного стиля и сделайте из них фотоколлаж с кратким комментарием.

Практическая работа: На одном слайде презентации нужно разместить  фотоизображения произведений архитектуры и дизайна. Сделайте из них фотоколлаж с кратким комментарием.

Коллаж - прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений. В процессе создания композиции применяются различные типы наложения, смешивания.

                                           Фотоколлаж




2. "Архитектурные образы" (сделайте зарисовку здания).

Материалы: фломастеры, цветные карандаши, акварель.

Для ознакомления с историей архитектуры обратитесь к сайтам: 

"Шедевры архитектуры и скульптуры" 

"Стили архитектуры"

Прочитать материал

Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – часть этого организма, определяющая его развитие.

Стилевые направления архитектуры мира.

Античное искусство.
Черты стиля:
- соразмерность  и художественная цельность
- сочетание прямоугольной композиции с разнообразием рельефа.
"Изобретение" ордера (художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции)

Романский стиль.
Черты стиля:
- суровая крепостная архитектура (замок, храм-крепость)
- ясный силуэт и лаконичная отделка
- круглые арки, бочкообразные своды, орнаменты в виде листьев


Готический стиль.
Черты стиля:
- устрашающее величие
- устремленные в небеса шпили, разноцветье витражей, богато украшенный фасад с резными деталями
- каркасная система как новый способ распределения нагрузки

Ренессанс.
Черты стиля:
- обращение к античным формам
- упорядоченное расположение колон, полукруг арки, полусфера купола.
- появление персонального стиля архитекторов


Барокко.
Черты стиля:
- слитность сложных криволинейных форм
- пышные формы фасада, масштабные колоннады, сложные формы купола
- усиление декоративного начала и создание визуальных эффектов
 




Русская архитектура.
Русское зодчество – является образцом национальной культуры, берущей начало в традициях Византии.

Русское  барокко
Изящная отделка фасадов, парадное великолепие проемов и колон, торжественность и великолепие.
- Зимний дворец
- Воронцовский дворец
- Екатериненский дворец в Царском селе



Русский классицизм.
Оригинальность и сочетание разностилевых элементов, пластика и динамика форм, классические типы дворцов-усадеб
-  Аничков дворец
-  Пашков дом
- Таврический дворец

Русский ампир (поздний классицизм).
«Королевский стиль», театральность в оформлении (колоны, пилястры, лепные карнизы), скульптурные ансамбли и богатое декорирование.
- здание Генерального штаба в С-Петербурге
- дом Пашкова Москва
- голицынская больница



Русско-византийский стиль.
Использование традиций древнерусского зодчества, сочетание различных форм архитектуры прошлого.
- Храм Христа Спасителя,
- Большой Кремлёвский дворец
- Оружейная палата


Русский модерн.
Появление новых материалов и технологий (металл, бетон, железобетон, стекло), отказ от классики в пользу более декоративных форм и комфортности.
- Елисеевский магазин С-Петербург
- дом компании Зингер
- дом Морозова в Москве
 
Храмовое зодчество
Культовая архитектура наиболее ярко выражает национальную идею. Храмовые здания представляют нам яркие образы представления Божественного начала.
 


Современная архитектура
Конструктивизм.
Идея образов – прежде всего назначение и функция сооружения, принцип компоновки «изнутри-наружу»


Хай-тек.
Современный стиль, направленный на позиционирование новейших технологических решений, преломление эстетических идей в современные формы (неостилизация)
- Аэропорт Кеннеди
- Сидней – здание оперы
- Здания Захи Хадид



Город – это живой организм, это тканное полотно, сочетающее в себе разные времена, их стили, культуры и представлении о прекрасном.