Урок изобразительного искусства в
6 А, 6Б, 6В, 6Г, 6Д, 6 Е, 6Ж классе
Тема урока: Образ человека - главная тема в искусстве.
Оценка за работу выставляется в начале следующего урока. Работы отправлять не нужно, альбом принесете на урок.
Домашнее задание: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных
образов человека.
Вопросы и задания
Ответы на вопросы выполнить письменно в альбоме.
1. Чем различаются парадный портрет и камерный портрет?
2. Набери в поисковой системе Интернет: портрет в русском искусстве. Объясни, какие портреты являются парадными и камерными, и почему?
Прочитать материал
Сегодня мы с вами начинаем более близкое знакомство
с еще одним жанром изобразительного искусства и посвятим этому целую четверть.
Скажите, пожалуйста: Как называется изображение
человека, передающее внешнее сходство и отражающее внутренний мир?
Такое изображение называется портретом
А. Дюрер. Автопортрет.Рисунок. Германия. XV в.
Портрет - образ определенного реального, человека. Смысл портрета - в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами.
Само слово «портрет» произошло от латинского слова. Его можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания. О чем, кроме самого человека может рассказать портрет?
О времени в котором жил человек - одежда, прическа,
различные предметы.
Давайте проверим это просмотрев ряд портретов.П.П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Фрагмент. Масло. Фландрия. XVII в.
Историческое время тоже вторгается в портретный образ, это та реальность, те представления о жизни, среди которых живет художник.
Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя.
Портрет императора Филиппа. Мрамор. Древний Рим. I в.
При раскопках в Фаюме около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками. Реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад. Портрет юноши. Фаюмский портрет. Темпера. Древний Рим. I в.
В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску. Но такая маска не могла сохранить облика человека. Этот древний метод потребовал доработки.
В Древнем Риме, наоборот, внимание художником сосредотачивалось на особенностях лица - каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру, Здесь нe заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.
Ф. Липпи. Фрагмент храмовой росписи. Фреска. Италия. XV в.
Византийская императрица Феодора явлена а мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла - смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но ее личные качества нельзя усмотреть е отрешенном выражении царственного лица и застывшей позе.
Византийская императрица Феодора явлена а мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла - смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но ее личные качества нельзя усмотреть е отрешенном выражении царственного лица и застывшей позе.
В работе художника Жана Клуэ подробно разработанный костюм не мешает нам увидеть лицо короля Франциска I. Благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются с изяществом и недобрым, упрямым взором.
Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины. Масло. Нидерланды. XV в.
В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. в вначале писали их точно таким же методом, как и иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона».
Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.
Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.
Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные в дворянских усадьбах, появились даже специальные портретные комнаты, сохранявшие облик членов семьи в памяти потомков. В художественных музеях по всей стране сегодня можно увидеть эти старинные произведения. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.
К концу XVIII в. русские живописцы достигли совершенного мастерства.
Портреты было принято делить на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В этo время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживании.
Знаменитый художник B.Л. Боровиковский создал много мастерских парадных портретов, но особое место в его творчестве занимают образы юности. Самый именитый из них портрет Марии Лопухиной, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа. Все творчество художника было посвящено утверждению светлых и возвышенных идеалов.
В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной Масло. Россия. XVlll в.
А.Г. Венецианов. Автопортрет. Mасло. Россия. XIX в.
Глубоко и ярко выразил романтические идеалы своего времени О.А. Кипренский в «Портрете Е.В. Давыдова». Этот парадный портрет позволяет нам понять, как в людях того времени были сплавлены воедино воинская доблесть, светское изящество и «дум высокое стремленье».
А.Г. Венецианов. Автопортрет. Mасло. Россия. XIX в.
Глубоко и ярко выразил романтические идеалы своего времени О.А. Кипренский в «Портрете Е.В. Давыдова». Этот парадный портрет позволяет нам понять, как в людях того времени были сплавлены воедино воинская доблесть, светское изящество и «дум высокое стремленье».
Масло. Россия. XIX в.
Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре.
Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре.
Самым ярким стал Ф.И. Шубин. Современников восхищало его умение изменять фактуру мрамора, превращая его то в подобие легкой ткани, ответной мимолетном движению плеч, то в сложные и как бы пушистые завитки прически, то в ynpугую поверхность кожи.
Ф.И. Шубин. Портрет князя А.М. Голицына Мрамор. Россия. XVIII в.
Ф.И. Шубин. Павел I. Бронза.
Скульптура Шубина рассчитана на круговой обход ее зрителем. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает ей живую выразительность. Особенно знаменит парадный портрет императора Павла I, где он представлен в парадной одежде, с орденами. Когда обходишь скульптуру, с изменением точки зрения облик портрета меняется - от сурового до комичного, от мечтательного до жалкого, что соответствовало характеру самого императора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий