воскресенье, 10 января 2021 г.

11.01.2021-15.01.2021 г. Задание для 6 классов

 Урок изобразительного искусства  в  

  6 А, 6Б, 6В, 6Г, 6Д, 6 Е, 6Ж  классе

Тема урока: Образ человека - главная тема в искусстве.

Оценка за работу выставляется в начале следующего урока. Работы отправлять не нужно, альбом принесете на  урок.

Домашнее заданиеподобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека.

Вопросы и задания
Ответы на  вопросы выполнить письменно в альбоме. 
1. Чем различаются парадный портрет и  камерный портрет?
2. Набери в поисковой системе Интернет: портрет в русском искусстве. Объясни, какие портреты являются парадными и камерными, и почему?

Прочитать материал

Сегодня мы с вами начинаем более близкое знакомство с еще одним жанром изобразительного искусства и посвятим этому целую четверть. 

Скажите, пожалуйста: Как называется изображение человека, передающее внешнее сходство и отражающее внутренний мир? 

Такое изображение называется портретом


    А. Дюрер. Автопортрет. 
   Рисунок.  Германия. XV в.
Портрет - образ определенного реального, человека. Смысл портрета - в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. 
Само слово «портрет» произошло от латинского слова. Его можно перевести как «извлечение сущности», то есть выявление внутреннего содержания. О чем, кроме самого человека может рассказать портрет?

О времени в котором жил человек - одежда, прическа, различные предметы.
Давайте проверим это просмотрев ряд портретов.

П.П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Фрагмент. Масло. Фландрия. XVII в.
Историческое время тоже вторгается в портретный образ, это та реальность, те представления о жизни, среди которых живет художник.
Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя.

             Портрет императора Филиппа. Мрамор.                           Древний Рим. I в.
При раскопках в Фаюме  около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми красками.  Реалистичные образы людей, живших две тысячи лет тому назад.
 Портрет юноши. Фаюмский портрет. Темпера. Древний Рим. I в.
В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску. Но такая маска не могла сохранить облика человека. Этот древний метод потребовал доработки. 
В Древнем Риме, наоборот, внимание художником сосредотачивалось на особенностях лица - каждая складка, морщина или шрам выявляли жизненный путь человека, его натуру, Здесь нe заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчеркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию.
         Ф. Липпи. Фрагмент храмовой росписи.                        Фреска. Италия. XV в.
Византийская императрица Феодора явлена а мерцании мозаики из кубиков разноцветного стекла - смальты. Она изображена на стене храма во главе процессии Эта женщина имела противоречивый, яркий характер и насыщенную событиями судьбу, но ее личные качества нельзя усмотреть е отрешенном выражении царственного лица и застывшей позе.


В работе художника Жана Клуэ подробно разработанный костюм не мешает нам увидеть лицо короля Франциска I. Благородная сдержанность и бесстрастная величавость сочетаются с изяществом и недобрым, упрямым взором.
                           Ж. Клуэ. Франциск I. Масло.                                         Франция. XVI в.

Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины. Масло. Нидерланды. XV в.

Через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности.
В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в XVII в. в вначале писали их точно таким же методом, как и иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона».
Со времени Петра I портретное искусство в России стало развиваться стремительно.
Фамильные портреты часто украшали кабинеты и гостиные в дворянских усадьбах, появились даже специальные портретные комнаты, сохранявшие облик членов семьи в памяти потомков. В художественных музеях по всей стране сегодня можно увидеть эти старинные произведения. Глядя на строгие и одухотворенные лица наших предков мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его.

         Н. Подключников. Кабинет в усадьбе. Масло. Россия. XIX в.
К концу XVIII в. русские живописцы достигли совершенного мастерства.
Портреты было принято делить на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. Такие картины носят приподнятый, торжественный характер. Не меньшее значение имел камерный портрет, в котором большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В этo время особенно ценилось очень сложное и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживании.
Знаменитый художник B.Л. Боровиковский создал много мастерских парадных портретов, но особое место в его творчестве занимают образы юности. Самый именитый из них портрет Марии Лопухиной, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа. Все творчество художника было посвящено утверждению светлых и возвышенных идеалов.
В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной Масло. Россия. XVlll в.
                А.Г. Венецианов. Автопортрет. Mасло. Россия. XIX в.
Глубоко и ярко выразил романтические идеалы своего времени О.А. Кипренский в «Портрете Е.В. Давыдова». Этот парадный портрет позволяет нам понять, как в людях того времени были сплавлены воедино воинская доблесть, светское изящество и «дум высокое стремленье».
       О.А. Кипренский. Портрет Е.В. Давыдова. Масло. Россия. XIX в.

                            К.П. Брюллов. Всадница. 
                     Масло.  Россия. XIX в.
Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре.
Самым ярким стал Ф.И. Шубин. Современников восхищало его умение изменять фактуру мрамора, превращая его то в подобие легкой ткани, ответной мимолетном движению плеч, то в сложные и как бы пушистые завитки прически, то в ynpугую поверхность кожи.
Ф.И. Шубин. Портрет князя А.М. Голицына Мрамор. Россия. XVIII в.

                            Ф.И. Шубин. Павел I. Бронза.
Скульптура Шубина рассчитана на круговой обход ее зрителем. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает ей живую выразительность. Особенно знаменит парадный портрет императора Павла I, где он представлен в парадной одежде, с орденами. Когда обходишь скульптуру, с изменением точки зрения облик портрета меняется - от сурового до комичного, от мечтательного до жалкого, что  соответствовало характеру самого императора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий