Урок изобразительного искусства в 5А, 5Б, 5В, 5Г, 5Д, 5Е классе
Тема урока: Искусство Гжели.
Выполненную работу отправить на почту ttt777cc@mail.ru
Гжель, гжельская керамика – русский народный промысел художественной керамики с росписью. Как правило, гжелью называют керамические изделия с синей росписью по белому фону.
Роспись - сюжетные изображения и орнаменты, создаваемые средствами живописи на стенах, потолках, на бытовых предметах с целью их украшения.
Керамика - это изделия из обожженной глины.
Творческое задание:
Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе используются краски белого, голубого и синего цветов.
1. Нарисуй или вырежи из бумаги выразительную форму посуды. Ручку и носик из бумаги можно выполнить отдельно, а затем приклеить.
2. Прорисуйте орнамент посуды гжельской росписью простым карандашом.
3. Выполни рисунок в цвете гуашевыми красками. Распиши элементами гжельской росписи.
Основными цветами являются:
- белый, используемый для костяного фарфора;
- оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
- глухой кобальт.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Теоретический материал
Русские народные промыслы - это форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Традиции народных промыслов в России имеют многовековую историю и неразрывно связаны с историей и культурой нашей страны. В народных промыслах отражена культура страны, её прошлое, причём так, как ни в каком другом виде искусства. Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.
Сегодня мы продолжим знакомство с искусством Гжели, с которым вы уже знакомились в начальной школе. Мы продолжим осваивать образный язык произведений искусства, открывать для себя красоту и смысл декоративных элементов произведений русских художественных промыслов.
Гжельская роспись
Одним из самых известных на весь мир русских народных промыслов является керамическая посуда – гжель, гжельская керамика. Исторически Гжелью называют район, в который входили 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст», расположенный примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.
Издавна люди заметили превосходное качество глины, выходившей на поверхность в районе реки Гжелки, от которой собственно и получил свое название эти места. Народные мастера Гжельского куста изначально создавали керамику, а в дальнейшем ими была найдена глина, и они начали создавать фарфор.
Керамика - это изделия из обожженной глины.
Фарфор — это вид керамики, непроницаемый для воды и газа. При лёгком ударе деревянной палочкой, фарфоровое изделие, издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Наличие превосходного сырья, а также близость Москвы сыграли решающую роль в развитии этого промысла.
Сегодня слово Гжель вызывает представление о белом фарфоре с голубой росписью, но не всегда Гжель была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону – майолика.
Майолика - вид керамики из обожжённой глины с крупнопористой поверхностью с использованием расписной глазури. Её делают и сейчас.
Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники.
Для гжельских кумганов и квасников характерна специфическая форма. Дисковидный сосуд с изогнутым носиком устанавливалось на львиные лапы. У квасников в середине диска — отверстие. Особую красоту придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся на дисковидных сосудах. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола.
В росписи гжельской майолики используют четыре цвета: зелёный, жёлтый, коричневый, синий. Палитра небогатая, но какая нарядная роспись!
Сюжеты для росписи майолики гжельские мастера черпали из окружающего мира. Так на сосудах появились архитектурные постройки, пейзажи, животные и птицы.
Только в первой трети XIX века Гжель меняет свои цвета — с изумрудно-зеленого, охристого и коричневого она переходит на кобальтовые оттенки - вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс — более тонкая посуда. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Кобальт в гжельском фарфоре начинает доминировать, а в сюжетах преобладать известные всему миру сине-белые стилизованные букеты цветов. Излюбленный узор гжельских мастеров, это роза. Особую выразительность гжельским цветам придает красота его тональности, то есть постепенный переход от светлого к темному оттенку синего.
Такой эффект достигается сразу, одним движением. Для этого мастер набирает краску на одну сторону кисти, но таким образом, чтобы, к краю краски быть больше, а к середине совсем немного. Кладет кисть на поверхность, и быстро проворачивает вокруг черенка. Получается округлый мазок с тенями, то есть с постепенным переходом от светлого к темному. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», или «мазок с тенями». Мазок-пятно дополняется тонкими линиями: прямыми, волнистыми, спиралевидными, округлыми. Готовая гжельская роза, дорабатывается мелкими деталями, с помощью приемов кистевой росписи. «Усики», «Завитки», «Капельки», такие элементы присутствуют и в Хохломской росписи.
Гжельские мастера различают до двадцати оттенков синего, оттенок светлее или темнее - это зависит от выбора мастера.
За почти семьсот лет истории гжельского промысла произошло много событий, но год от года гжельские мастера осваивали новые технологии производства изделий из керамики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий